Целебные травы. Немного из истории.
И каждую траву рвать или рыть с приговором,
говори сие три раза:
Господи, благослови! И ты мать - сырая земля,
благослови сию траву сорвати, Ты ее уродила для
человека по всякому подобию, а человеку на пользу,
для того я тебя и беру; от земли трава, а от Бога
лекарство. Аминь, аминь, аминь.
Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за помощью. Эта аптека не похожа на обычную. Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток. И ядовитые растения могут выглядеть привлекательно. Возможно, первые люди руководствовались в выборе лекарств инстинктом, как это делают сейчас больные животные (для этого необходимо сонастроиться с растением , задать вопрос), но чаще всего они шли эмпирическим путем - путем риска и ошибок.
Миллионы лет накапливались эти знания и передавались из поколения в поколение. Сведения об использовании человеком целебных свойств растений были обнаружены в самых древних письменных памятниках человеческой культуры, которые принадлежали государству Шумер, существовавшему на территории современного Ирака за 3 тыс. лет до нашей эры. Но, несомненно, что растения использовались в лечебных целях и надолго до появления письменности.
Первоначально познания в области лечения травами передавались из поколения в поколение устно. Эти сведения сосредоточивались в определенных семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или чаще от матери к дочери, поскольку у многих племен врачевание было уделом женщин. Известное выражение из уст в уста восходит к принятому у многих народов ритуалу передачи магических знаний: когда умирал знахарь, его ближайший ученик должен был находиться при нем и уловить его последний выдох своими устами. Считалось, что при этом к ученику переходят все знания учителя.
Почти у всех народов целебные свойства трав считались сверхъестественными. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов. Еще лекари Шумера приготовляли из стеблей и корней растений порошки и настои, используя в качестве растворителя воду и вино. Вавилоняне, пришедшие на смену шумерам в 20 в до н.э., унаследовали их знания и культуру, в том числе и сведения о лекарственных растениях. Ими отмечено, что прямой солнечный свет пагубно действует на целебные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их только в тени, а некоторые травы (белену, дурман, белладонну) даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили свои растения, обязательно выходили на север. Египтяне уже классифицировали лекарственные растения по их фармакологическому действию (слабительные, рвотные и т.д.). Одно время в Египте существовал указ, предписывающий раз в неделю для подержания здорового духа принимать клещевину (касторка).
Очень много информации о лекарственных растениях дает нам греческая литература. Знаменитый врач Древней Греции Гиппократ (469-377 гг до н.э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, упомянув в своем сочинении 236 видов, которые тогда применялись в медицине. Его считают основоположником современной научной медицины. Основная задача врача, по мнению Гиппократа, заключается в том, чтобы помочь природе вновь восстановить утраченное равновесие в организме больного.
По определению Гиппократа: Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы. Поэтому не понятно скептичное отношение современных врачей к природному целительству, народной медицине. Гиппократ считал, что лекарственные растения своим действием обязаны определенному, оптимальному сочетанию всех его составных частей и поэтому растения следует употреблять в том виде, в каком создала их природа, т.е. в виде соков. Это мнение господствовало в медицине несколько столетий. Пока в начале нашей эры 911 в н.э. врач Клавдий Гален не выдвинул новую теорию. Гален придерживался мнения, что в лекарственных растениях есть 2 начала. Одно из них оказывает на больной организм лечебное действие, другое - бесполезно. Действующее начало предпочитает высушенному растению жидкость, поэтому, чтобы отделить его от бесполезного, растительное сырье следует настоять с водой или вином, и эту жидкость принимать, как лекарство.
В современной медицине все препараты, полученные путем экстракции лекарственных веществ, до сих пор носят название галеновых, т.е. все наши настои, отвары, водные и спиртовые вытяжки. Против учения Галена в 15 в выступил знаменитый врач средневековья Парацельс. Парацельс рассматривал жизнь как определенный химический процесс, течение которого зависит от состава участвующих в нем веществ. Заболевание - такое состояние организма, когда в нем недостает необходимых веществ или накопились продукты жизнедеятельности. П. считал, что все необходимые для больного организма вещества должны находиться вокруг него. Если природа (Бог), где-то произвела на свет болезнь, то она там же заготовила средство, исцеляющее от этой болезни. Он выступал против применения иноземных лекарственных растений. В выборе лекарственных растений он придерживался учения о сигнатурах, согласно которому форма растения, его окраска, вкус и запах могут служить указанием на заболевание, при котором его следует принимать. Желтуху (заболевания печени) лечат растения с желтыми цветами; Растения имеющие форму завитка (полынь, вероника)- средство от головных болей; Опушенные тонкими волосками (крапива) - средство укрепляющее волосы; Цветы по цвету или форме напоминающие глаз (василек) - лекарство от глазных болезней; Ландыш - форма капель - средство от сердцебиения. Все эти учения в той или иной степени дошли до нашего времени.
На Руси лечением травами занимались ведуны, волхвы и знахари. Как правило, на Руси знания передавались в устной традиции - Зельники и Травники долгое время запрещались Православной церковью. До нас все же дошли русский лечебник Мази, составленный внучкой Владимира Мономаха Добродеей - Зоей, Изборник великого князя Святослава Ярославовича, в котором приводилось описание лекарственных трав. С 12 века использовала Русь как лекарство полынь, крапиву, зверобой, мяту, подорожник, рябину, кору дуба и др. (существовало 12 магических растений). Более широкий размах использование лекарственных трав в России приняло в середине 17 в , когда царем Алексеем Михайловичем был создан специальный Аптекарский приказ ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и армии. Царь А.М. в 1650 г приказал стольнику Матошкину высылать в купальскую ночь искать серебряного цвету (полынь), мятной травы, дягилу (дудник), а незадолго до смерти не шибко веря иностранным лекарям, приказал воеводам Сибири собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их и присылать самыя травы в Москву.
В 1654 г в Москве была организована первая аптекарская школа. Были созданы аптекарские огороды - сады для разведения лекарственных растений. В 19 в. использование растений в медицине сократилось в связи с успехами химии и к концу столетия перешло в руки иностранных фирм. В Россию из-за границы стали ввозить лист мать-и- мачехи, березовые почки и т.д. К лекарственным растениям обратились у нас в стране во время Великой Отечественной войны и после войны они начали изучаться. Несмотря на то, что целебные свойства растений известны на протяжении тысячелетий, ответить на вопрос, почему растение оказывает на организм то или иное действие, стало возможно совсем недавно и то лишь в общих чертах.
Растения вырабатывают огромное количество сложных химических соединений, которые принято делить на биологически активные и сопутствующие. Целебными свойствами обладают соединения, которые в медицине принято называть биологически активными - они наиболее ценны, хотя содержаться в растениях в небольших количествах. Сопутствующие вещества - это вещества так или иначе влияющие на действие основного соединения, могут повысить его всасываемость, содействовать его усвоению, усиливать полезное действие и уменьшать вредное. В большинстве случае сопутствующие вещества являются важным преимуществом лекарств, полученных из растений.
Написать комментарий
Нет комментариев